Закон об агентской системе НДС может угрожать устойчивому развитию России

Прочитать статью Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта Версия для печати Закон об агентской системе НДС может угрожать устойчивому развитию России 18.07.2019 в 12:07, просмотров: 2252

Неэффективный механизм налогообложения может помешать решению стратегических задач страны.

Закон об агентской системе НДС может угрожать устойчивому развитию России Фото: СРО Ассоциация "Лига переработчиков макулатуры".

В Московском университете имени С. Ю. Витте прошел симпозиум «Агентская схема НДС в отрасли заготовки и переработки макулатуры: оценка рисков и последствий введения», объединивший предпринимателей, представителей научного сообщества, общественников и экологов.

Агентский НДС сменил действовавшую в отрасли ранее систему «НДС Фокина»: депутат Госдумы Александр Фокин добился освобождения операций по реализации макулатуры от НДС на период с 2016 по 2018 год, что в итоге обеспечивало государственную казну дополнительными миллиардами рублей ежегодно.

Эффективная и выгодная для государства система налогообложения, по мнению участников симпозиума, была перечеркнута законом № 424-ФЗ, который с 1 января текущего года установила агентскую систему уплаты НДС в отрасли заготовки и переработки макулатуры.

Участники симпозиума считают, что нововведение ставит под угрозу реализацию принятой Генассамблеей ООН резолюции устойчивого развития до 2030 года, стратегического национального проекта «Развитие малого и среднего бизнеса», а также поручений главы государства в области выстраивания экономики замкнутого цикла.

Усложнение “упрощенки”

Модератор симпозиума, первый заместитель гендиректора Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Денис Кондратьев полагает, что введение агентской системы налогообложения в отрасль может зарубить на корню основы нацпроекта «Развитие малого и среднего бизнеса».

«Мы должны были развивать малый и средний бизнес, это фундамент прорыва, о котором говорил Владимир Путин. Но что мы видим на самом деле? Предприятия-заготовители макулатуры, которые работают сегодня по упрощенной системе без НДС, собирают основной объем материала для переработки: в стране действуют более восьмисот приемно-заготовительных предприятий, и только одно из них обладает формальными признаками крупного бизнеса. Агентская система НДС принудительно вводит малые предприятия обратно в общую систему налогообложения: они выкупают макулатуру у лиц, применяющих ОСНО — и становятся налоговыми агентами, для которых оказывается предпочтительнее работать в той же системе, чтобы избежать потерь. Создается разнонаправленное движение: даровали возможность предпринимателям работать без НДС — а теперь заставляют тех, кто, вроде как, на „упрощенке“, все равно работать с этим налогом», — подчеркнул эксперт.

По словам Кондратьева, индивидуальные предприниматели попросту не умеют работать с НДС — и это не удивительно: «Это самый сложный налог, в России по нему максимальное количество налоговых споров», — считает эксперт.

Корень проблемы

По непонятной причине в Минфине и Госдуме возобладало мнение, что если распределить обязанности начислять и платить налог между всеми участниками цепочки поставок макулатуры, от заготовителей через оптовых продавцов и до переработчиков, то денег в бюджет поступит больше, чем при использовании НДС Фокина. Однако анализ различных схем начисления и уплаты НДС, проведенный ведущими научными и образовательными учреждениями страны, показал, что сумма поступлений в бюджет зависит только от объема реализации конечной продукции, при этом, "НДС Фокина" намного проще и эффективнее в администрировании и контроле.

Закон 424-ФЗ, который отменил “НДС Фокина” и ввел агентскую схему, по мнению участников симпозиума, был принят без необходимого финансово-экономического обоснования. По неофициальным данным, прорабатывался вариант, связанный с выпадающими доходами бюджета. На это же обстоятельство указывал первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Глеб Хор в своем ответе на антикоррупционное заключение по закону 424-ФЗ.

Несмотря на то, что в первый же год действия “НДС Фокина” зафиксирован более чем двукратный рост поступлений НДС из отрасли заготовки и переработки макулатуры, сторонники законопроекта продолжали искать причины выпадающих доходов – и, в конце концов, нашли. Якобы на каком-то этапе движения макулатуры от источника образования до переработчика появляется некий полуфабрикат – уже не макулатура, но еще и не готовое изделие не тарный картон, не облицовочный картон, не санитарно-гигиенические изделия, не упаковка из бумажного волокна и т. д. — облагаемый НДС. И, соответственно, у недобросовестных продавцов появляется возможность уклонения от уплаты налогов и иных неправомерных действий.

Впоследствии выяснилось, что в роли этого полуфабриката выступает сортированная и кипованная макулатура. То самое сырье, соответствующее ГОСТ 10700-97, которое заготовители продают переработчикам и которое, по закону 174 ФЗ, было освобождено от НДС.

Если материал освобожден от обложения НДС – откуда могут взяться возможности уклонения от налога? И сколько раз нужно перепродать освобожденный от обложения НДС материал, чтобы НДС на него возник? Ответы, на наш взгляд, совершенно очевидны. Но если приходится их искать, значит, кто-то или намеренно, или, будучи в заблуждении дезинформировал Минфин и комитет Госдумы по бюджету и налогам.

Неустойчивое развитие

В конце 2016 года президент России Владимир Путин в ходе заседания Госсовета, объявил о том, что страна готовится к переходу к модели экологически устойчивого развития.

Годом ранее Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Документ являет собой подробную дорожную карту для тех цивилизованных стран, которые готовы действовать в партнерстве, чтобы «избавить человечество от тирании нищеты и нужды» и «исцелить и обезопасить планету».

Александр Долгушин утверждает, что достижению минимум шести целей из семнадцати, установленных этой резолюцией, препятствует агентская система НДС на макулатуру: «Введение агентского НДС в отрасль заготовки и переработки макулатуры приведет ровно к противоположным результатам», — подчеркнул эксперт в ходе симпозиума, приведя несколько красноречивых примеров.

Цель 8, указанная в резолюции по устойчивому развитию, заключается в «содействии поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех».

Агентский НДС, по мнению Долгушина, противоречит сразу двум задачам к этой цели: «поощрять официальное признание и развитие микро-, малых и средних предприятий» и «постепенно повышать глобальную эффективность использования ресурсов в системах потребления и производства». «Как мы можем этого добиться, если поддерживаем вывоз макулатуры на полигон?», — спрашивает эксперт.

Цель 9 преследует «создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям». Также, по мнению эксперта, может стать невыполнимой для России задача из этой цели — «расширить доступ мелких промышленных и прочих предприятий, особенно в развивающихся странах, к финансовым услугам, в том числе к недорогим кредитам, и усилить их интеграцию в производственно-сбытовые цепочки и рынки». Эксперт напомнил о стократном усложнении администрирования агентского НДС.

Итогом симпозиума, посвященного контрпродуктивной новации в области налогообложения, стала резолюция, утвержденная участниками мероприятия. В этом документе участники симпозиума обращают внимание федеральных и региональных органов власти на отсутствие анализа результатов действия № 174-ФЗ («НДС Фокина»), а также на отсутствие обоснований и анализа последствий введения агентского НДС на реализацию макулатуры. Главным предложением участников симпозиума является возврат к доказавшей свою эффективность системе «НДС Фокина» на операции, связанные с реализацией макулатуры.

Борис Ростовцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *