Новый порядок экспертизы учебных пособий противоречит федеральному закону об образовании?

Прочитать статью Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта Версия для печати Новый порядок экспертизы учебных пособий противоречит федеральному закону об образовании? сегодня в 16:33, просмотров: 274

3 июня состоялась коллегия Минпросвещения, на которой подвели итоги первого года работы ведомства. Глобальные задачи в сфере образования, нацпроект «Образование» – ключевые темы, которые обсудили в рамках заседания представители органов исполнительной власти, а также экспертного сообщества. Министр коснулась и нового порядка формирования федерального перечня учебников. Вопросов к чиновникам от образования у общественности всегданемало. Но в этом году вопросы вызвали новые инициативы министерства в отношении выбора и экспертизы учебных пособий. Учебник – главный инструмент школьного учителя, но возможности выбора адекватного задачам обучения пособия стали резко сужаться.

Новый порядок экспертизы учебных пособий противоречит федеральному закону об образовании? фото: Елизавета Клушина

В декабре 2018 года были исключены из ФПУ около 30% учебных пособий, многие из которых хорошо себя зарекомендовали в среде педагогов. ФАС даже вынесла предупреждение министерству по этому поводу, усмотрев признаки монополизации рынка школьных учебников – в новый ФПУ вошли преимущественно учебники одного издательского дома. Несмотря на критику, бюрократическая машина развивает наступление в направлении создания так называемого единого учебного пространства.

Вице-президент РАН Алексей Хохлов выступил с критикой ведомства на заседании Комиссии Академии наук по экспертизе федеральных государственных стандартов и учебников. Новый порядок экспертизы учебных пособий предполагает, что экспертизу учебников будет проводить организация, подведомственная министерству. Но это противоречит Федеральному закону «Об образовании Российской Федерации», который не наделяет министерство полномочиями по определению организации, которая должна проводить экспертизу учебников. Новый порядок исключает прямое использование для экспертизы учебников таких организаций, как РАН, РАО, МГУ, РАНХиГС, СПбГУ. А ведь это очень авторитетные учебные заведения, в которых трудятся профессионалы высокого уровня.

«Члены комиссии в целом поддержали основные положения этой презентации, подвергнув существенной критике проект порядка формирования федерального перечня учебников, размещенный Минпросвещения РФ для общественного обсуждения». Однако их мнение, похоже, услышано не было.

Вместо отработанного механизма проведения педагогической и научной экспертиз будет некий «смешанный» вариант. Но такое «смешивание» осложнит выбор экспертов, количество которых тоже сократится с шести до трех.

Включать учебники в федеральный перечень чиновники намереваются на основе числовых значений. Хитрость в том, на основе каких шкал оценок формируются баллы для учебных пособий. Например, возьмем такой критерий: «наименование издания соответствует наименованию учебного предмета». Учебник по химии не может называться «биологией» или «историей». А как выставлять оценки на основе такого критерия: «содержание учебника направлено на формирование российской идентичности»?

Независимые эксперты неоднократно указывали на необходимость разработки дополнительных критериев оценки для учебников профильного (углубленного) уровня освоения предмета. Педагоги опасаются, что подобная политика приведет к снижению вариативности школьного образования, что может отбросить к архаичным стандартам преподавания. Даже результаты социологического опроса, проведенного среди учителей и показавшего высокий уровень их обеспокоенности надвигающимися переменами, пока ни к чему не привели.

Минусы такого подхода очевидны. Вместо творчески развитых, приспособленных к современной реальности учеников школа будет штамповать «солдатиков», обученных по единому шаблону. Это полностью противоречит задачам, которые поставил перед чиновниками от образования президент Владимир Путин. Целью соответствующего национального проекта является повышение качества российского образования до уровня мировых лидеров. Как бы нам не отбросить Россию в прошлый век. Пока, несмотря на все усилия учительского и экспертного сообществ, это противоречие остается неразрешенным.

Юрий Ковалев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *